КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ (от греч. kritike — суждение, искусство разбираться, судить) — одна из составных частей литературоведения, т. е. науки о литературе.
Тесно связанная с историей и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного творчества, установлением основных закономерностей эстетического освоения действительности, анализом классического литературного наследия, литературная критика — в отлично от них — оценивает главным образом современное литературное развитие, истолковывает художественные произведения с точки зрения современности.
Определяя идейно-эстетическое качество текущей книжной и журнальной литературно-художественной продукции, литературная критика исходит прежде всего из задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития. Рекомендуя читателю то или иное произведение или, напротив, отвергая его, вскрывая его изъяны, литературная критика обосновывает свои объективные выводы, исходя из своего понимания значимости его содержания, равно как и степени формального совершенства и новизны.
Произведение искусства, которое не расширяет духовного кругозора читателя, не доставляет человеку эстетического удовольствия, т. е. эмоционально бедно и в силу этого не воздействует на эстетическое чувство,— такое произведение не может быть признано подлинно художественным.
Неразрывное единство формы и содержания, их соответствие — один из важнейших критериев оценки произведения искусства, в том числе и литературы.
Своими корнями история литературной критики уходит в далекое прошлое: критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа думающих, умудренных жизненным опытом и наделенных эстетическим чутьем и были, в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика формируется как относительно самостоятельная отрасль творчества.
В последующие века литературная критика неуклонно расширяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой воздействия на общественное сознание. В этом отношении показательна роль, которую играли в идейной жизни XVIII столетия Лессинг в Германии, Дидро во Франции.
Исключительно плодотворное влияние на народно-освободительное движение в России, на формирование передовых общественных воззрений, на становление и развитие реализма в русской литературе XIX века оказали В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А, Добролюбов, их соратники и преемники.
Добролюбов и другие демократы-«шестидесятники» провозгласили в противовес эстетической критике (Дружинин, Боткин, Анненков), которая проповедовала так называемую теорию «искусства для искусства», задачу проверки литературы жизнью. «Реальная критика», исследуя литературу, выносила приговор самой жизни, запечатленной писателем.
Литературная критика подвергала тщательнейшему анализу социальные процессы, рассматривала типические явления, ситуации, коллизии, опираясь на правдивые свидетельства, содержащиеся в произведениях писателей-реалистов.
С этих позиций были разобраны, например, «Обломов» И. А. Гончарова, «Гроза» А. Н. Островского, романы И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского. Литературная критика, с которой выступали русские революционные демократы, ближайшие предшественники социал-демократии, носила откровенно и целеустремленно публицистический характер.
Марксистско-ленинская литературная критика обозначила собой качественно новый этап в истории литературоведения. Суждения К. Маркса к Ф. Энгельса о литературе и искусстве (например, о драме Лассаля, романах Бальзака), статьи В. И. Ленина о Льве Толстом как зеркале русской революции являются непревзойденными образцами историко-диалектического подхода к анализу и оценке сложнейших художественных явлений.
Весомый вклад в дело утверждения нового, марксистского критического метода внесли на Западе П. Лафарг, Ф. Меринг, Р. Люксембург, в России — Г. В. Плеханов, В. В. Боровский, А. В. Луначарский.[Коммунистическая партия Советского Союза придает большое значение литературно-художественной критике, призванной содействовать дальнейшему расцвету искусства и литературы социалистического реализма, повышению его идейно-эстетического качества: эффективности воздействия на миллионную аудиторию.
ЦК КПСС в ряде своих решений, требуя от литературно-художественной критики большей принципиальности и последовательности, соединения взыскательности с тактичным, бережным отношением к творцам художественных ценностей, наметил пути дальнейшего ее совершенствования (см. постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» 1972 г.).Партия утверждает гражданскую ответственность критики перед всем обществом и перед искусством и литературой, которые не могут существовать без высокопрофессиональной оценки.
Непосредственно литературной критики касаются положения, высказанные на XXVII съезде КПСС в связи с состоянием общественных наук: «Время… требует, чтобы ученые-обществоведы чутко реагировали на происходящие перемены в жизни, держали в поле зрения новые явления, делали выводы, способные верно ориентировать практику.
Жизнеспособны лишь те научные направления, которые идут от практики и возвращаются к ней, обогащенные глубокими обобщениями и дельными рекомендациями. Схоластика, начетничество и догматизм всегда были путами для действительного приращения знаний.
Они ведут к застою мысли, мертвой стеной отгораживают науку от жизни, тормозят ее развитие. Истину обретают не в декларациях и предписаниях, она рождается в научных дискуссиях и спорах, проверяется в действии». (См.: Материалы XXVII съезда КПСС.— М., 1986.— С. 85.) См. Партийность литературы.]