Критика литературная

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ (от греч. kritike — суждение, ис­кусство разбираться, судить) — одна из составных частей ли­тературоведения, т. е. науки о литературе.

Тесно связанная с историей и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного творчества, установлением основных закономерностей эстетического освоения действи­тельности, анализом классического литературного наследия, литературная критика — в отлично от них — оценивает главным образом совре­менное литературное развитие, истолковывает художествен­ные произведения с точки зрения современности.

Определяя идейно-эстетическое качество текущей книжной и журнальной литературно-художественной продукции, литературная критика исходит прежде всего из задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития. Рекомендуя читателю то или иное произведение или, напротив, отвергая его, вскрывая его изъяны, литературная критика обосновывает свои объективные выводы, исходя из своего понимания значимости его содержания, равно как и степени формального совершенства и новизны.

Произведение искусства, которое не расширяет духовного кругозора читателя, не доставляет человеку эстетического удо­вольствия, т. е. эмоционально бедно и в силу этого не воздей­ствует на эстетическое чувство,— такое произведение не может быть признано подлинно художественным.

Неразрывное единство формы и содержания, их соответ­ствие — один из важнейших критериев оценки произведения искусства, в том числе и литературы.

Своими корнями история литературной критики уходит в далекое прошлое: критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа думающих, умудренных жизненным опытом и наде­ленных эстетическим чутьем и были, в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика фор­мируется как относительно самостоятельная отрасль твор­чества.

В последующие века литературная критика неуклонно расширяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой воздействия на общественное сознание. В этом отношении показательна роль, которую играли в идейной жизни XVIII столетия Лессинг в Германии, Дидро во Франции.

Исключительно плодо­творное влияние на народно-освободительное движение в Рос­сии, на формирование передовых общественных воззрений, на становление и развитие реализма в русской литературе XIX ве­ка оказали В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А, Добро­любов, их соратники и преемники.

Добролюбов и другие демократы-«шестидесятники» про­возгласили в противовес эстетической критике (Дружинин, Боткин, Анненков), которая проповедовала так называемую теорию «искусства для искусства», задачу проверки литера­туры жизнью. «Реальная критика», исследуя литературу, выносила приговор самой жизни, запечатленной писателем.

Литературная критика подвергала тщательнейшему анализу социальные про­цессы, рассматривала типические явления, ситуации, колли­зии, опираясь на правдивые свидетельства, содержащиеся в произведениях писателей-реалистов.

С этих позиций были ра­зобраны, например, «Обломов» И. А. Гончарова, «Гроза» А. Н. Островского, романы И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского. Литературная критика, с которой выступали русские рево­люционные демократы, ближайшие предшественники социал-демократии, носила откровенно и целеустремленно публици­стический характер.

Марксистско-ленинская литературная критика обозначила собой качественно новый этап в истории литературоведения. Суждения К. Маркса к Ф. Энгельса о литературе и искусстве (например, о драме Лассаля, романах Бальзака), статьи В. И. Ленина о Льве Тол­стом как зеркале русской революции являются непревзойден­ными образцами историко-диалектического подхода к анализу и оценке сложнейших художественных явлений.

Весомый вклад в дело утверждения нового, марксистского критического метода внесли на Западе П. Лафарг, Ф. Меринг, Р. Люксембург, в России — Г. В. Плеханов, В. В. Боровский, А. В. Луначар­ский.[Коммунистическая партия Советского Союза придает боль­шое значение литературно-художественной критике, призван­ной содействовать дальнейшему расцвету искусства и литера­туры социалистического реализма, повышению его идейно-эс­тетического качества: эффективности воздействия на мил­лионную аудиторию.

ЦК КПСС в ряде своих решений, требуя от литературно-художественной критики большей принципиальности и последовательности, соединения взыскательности с тактичным, бережным отношением к творцам художествен­ных ценностей, наметил пути дальнейшего ее совершенствования (см. постановление ЦК КПСС «О литературно-художе­ственной критике» 1972 г.).Партия утверждает гражданскую ответственность критики перед всем обществом и перед искусством и литературой, кото­рые не могут существовать без высокопрофессиональной оцен­ки.

Непосредственно литературной критики касаются положения, высказан­ные на XXVII съезде КПСС в связи с состоянием обществен­ных наук: «Время… требует, чтобы ученые-обществоведы чут­ко реагировали на происходящие перемены в жизни, держали в поле зрения новые явления, делали выводы, способные верно ориентировать практику.

Жизнеспособны лишь те научные направления, которые идут от практики и возвращаются к ней, обогащенные глубокими обобщениями и дельными реко­мендациями. Схоластика, начетничество и догматизм всегда были путами для действительного приращения знаний.

Они ведут к застою мысли, мертвой стеной отгораживают науку от жизни, тормозят ее развитие. Истину обретают не в декла­рациях и предписаниях, она рождается в научных дискуссиях и спорах, проверяется в действии». (См.: Материалы XXVII съезда КПСС.— М., 1986.— С. 85.) См. Партийность литературы.]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подготовка к ЕГЭ