Натурализм Э. Золя — Литература. ЕГЭ. ОГЭ

НАТУРАЛ`ИЗМ (от лат. natura — природа).

1. Художествен­ное направление, возникшее и сложившееся в литературах Запада в последние десятилетия XIX века. Признанным главой и теоретиком натурализма являлся французский писатель Э. Золя; из крупных писателей других стран можно назвать Г. Гауптмана, начавшего свой творческий путь в русле натурализма, Г. Ибсена, испытавшего  влияние натурализма  в годы  создания  пьесы  «Привидения». В   России   натурализм не выдвинул крупных индивидуальностей.

На теорию и практику натурализма оказали влияние успехи естест­венных наук во второй половине XIX века. Золя и его последо­ватели критиковали весь предшествующий реализм, в том числе бальзаковский, за то, что он не использовал, по их мне­нию, опыта естествознания.

Золя требовал научной точности и в описании внешней среды, и в изображении человека как биологического существа. В частности, натуралисты придава­ли большое значение наследственности и считали, что социаль­ную картину жизни (которую, например, рисовал Бальзак) надо расширить и углубить, показывая, как биологические за­коны воздействуют на человека.

Двадцатитомная серия рома­нов «Ругон-Маккары», созданная Золя, имела подзаголовок: «Социальная и естественная (т. е. биологическая) история од­ной семьи в эпоху II империи». Ставя общественные и биоло­гические причины при объяснении поведения людей на один уровень, натурализм тем самым, конечно, не углублял, а ослаблял силу художественного обобщения. Пороки и преступления, по­рожденные буржуазным обществом, нередко объяснялись дур­ной наследственностью; увлечение физиологией человека затушевывало подлинные причины социального зла.

Так, пока­зывая в романе «Земля» жестокость частнособственнической стихии в деревне, Золя придает крестьянам черты животной примитивности. Не случайно отел коровы и роды у женщины изображены здесь как два однозначных акта. Вместе с тем, требуя изображения неприкрашенной прав­ды, заявляя, что для писателя не существует никаких запрет­ных тем, французские и немецкие натуралисты, несомненно, расширили тематику литературы. Это касалось не только фи­зиологической стороны жизни человека, но и различных гра­ней социального быта.

Золя тщательно изучал жизнь городских низов, в деталях показывал их производственную деятельность. Трудная судьба прачки прослежена в романе «Западня», труд и борьба шах­теров — в романе «Жерминаль»; в драме «Ткачи» Гауптман изобразил эпизод из восстания силезских ткачей.

Стараясь создать полную иллюзию точности и правдиво­сти изображения, натуралисты перегружали произведение мельчайшими деталями обстановки.

Если формально следовать принципам натурализма, то писателю при­шлось бы отказаться от всяких обобщений, от любого выра­жения собственной авторской позиции,— ведь главное требова­ние натурализма — с точностью естествоиспытателя фиксировать факты и наблюдения. Таким образом, последовательный натурализм означает отказ от самой основы искусства, от создания художественного образа, т. е. воплощения в конкретной форме тех или иных закономерностей жизни. Оставаясь на почве натурализма, нельзя было создать типы.

Однако настоящие большие художники среди натуралис­тов, такие, как Золя или Гауптман, не могли не создавать типы, то привнося элементы реалистического обобщения, то прибегая к символике. Символом является, например, само название романа «Жерминаль», обозначавшее весенний месяц в революционном календаре, месяц всходов. Символ вносит элемент обобщения в натуралистические картины, выражает надежду писателя на грядущую победу рабочего класса.

И сильные, и слабые стороны натурализма по-разному сказались на последующем развитии литературы. С одной стороны, нату­ралистический опыт смелого отражения неприглядных сторон действительности был творчески освоен реалистами XX века. У Золя учился, например, А. Барбюс, автор романа «Огонь», зачинатель социалистического реализма в литературе Фран­ции.

С другой стороны, в современной буржуазной литературе Запада получили распространение попытки мотивировать поведение человека не социальными обстоятельствами, а его биологической природой. Даже дух стяжания и собственности объясняется как извечная черта, якобы присущая природе человека.

2. В более узком смысле натурализмом называют изображение отдель­ных эпизодов в произведениях писателей (самых разных на­правлений, в том числе реалистического), когда откровенно и излишне подробно изображаются или акты жестокости, или физиологическая сторона человеческой жизни. В этих случаях говорят о натуралистических чертах, эпизодах или сценах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подготовка к ЕГЭ