СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ (греч. slylos, лат. stilus) — у древних греков и римлян стилем называли заостренную с одного конца, а на другом кончавшуюся лопаточкой палочку, которой писали на покрытой тонким слоем воска дощечке (лопаточкой можно было стереть написанное).
Далее стилем стали называть вообще почерк писавшего, затем особенности самой манеры письма — слог и, наконец, идейно-художественные особенности писателя в целом (например, стиль Пушкина).
Понятие «стиль» применяют и в более широком значении (направления, течения, метода), иногда и в более узком (стиль произведения).
В основе понятия «стиль» лежит сходство, однородность, единство творческих особенностей, присущих данному писателю: идей, тем, характеров, сюжетов, языка.
Оно обусловлено прежде всего его биографией, жизненным опытом, культурой, талантом, той социальной обстановкой, в которой развивается его творчество и по отношению к которой он, естественно, занимает определенную позицию в зависимости от своих эстетических идеалов.
Особенности биографии, исторические условия и эстетические позиции писателя и определяют его творческое своеобразие, его стиль, с наибольшей отчетливостью проявляющийся в языке (сравним, например, лаконичную фразу Пушкина и фразу Л. Толстого, богатую деталями и подробностями).
Скитания М. Горького по Руси подсказали ему сюжеты и характеры, которые он внес в литературу, обогатили его язык, связь с революционным движением определила идейное богатство его творчества, его эстетическую устремленность, послужившую основой развитию стиля писателя, основоположника метода социалистического реализма.
Писатели, близкие по стилю, зачастую объединяются, создают литературные группы, школы, течения и пр.