ФОРМАЛ`ИЗМ (от лат. forma — внешний вид).
1. Формализм в литературе и искусстве — предпочтение, оказываемое форме.
Каждый художник тратит много творческих сил, чтобы найти совершенную форму, точно передающую мысль и чувство, но формалисты отличаются тем, что заботятся о форме в ущерб содержанию, считая идеи и проблемы случайным, внелитературным элементом, не влияющим на художественные достоинства произведения. Художественная форма, с их точки зрения, является единственной целью творчества. Чем она оригинальное, тем выше оценивается талант ее создателя.
Формализм возникает в периоды общественного упадка, когда в обществе обнаруживается скудость идейных интересов.
Процесс ослабления достоинств художественной формы по мере нарастания формализма можно наблюдать в искусстве конца XIX— начала XX века, когда буржуазное общество вступило в империалистическую фазу развития во Франции — после Парижской коммуны, в России — после подавления революции 1905 года. Формализм был присущ всем возникшим в это время нереалистическим течениям, но в разной мере.
У некоторых символистов он выразился в исключительном значении, которое они придавали инструментовке стиха — повторению одних и тех же звуков: «Полночной порою в болотной глуши—/ Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши» (Бальмонт). Они поражали читателей необычным ритмом, неожиданностью рифм, оригинальностью строфики, но не обогащали их чувств и мыслей.
Логическим завершением формализма является абстрактное искусство. В середине XX века живописцы стали покрывать полотна беспорядочным набором пятен, писатели разбивали произведения на не связанные между собою эпизоды, главы. Появились романы, состоящие из произвольно перепутанных страниц.
Отказ от содержания привел к полной деградации и вырождению формы. Хотя абстракционисты не всегда являются сознательными противниками прогресса (к абстракционизму их толкает протест против меркантилизма буржуазного общества), но суть их творчества такова, что реакция охотно берет их на вооружение.
2. Формализм в литературоведении (формальная школа) — теоретическое обоснование формализма в искусстве.
Формальная школа зародилась в начале XX века, но приобрела особенное значение после революции 1917 года. Выступила против традиций революционно-демократической критики.
Формальная школа считала, что литературовед должен ограничиться изучением специфических особенностей формы, не обращая внимания на идейное содержание произведения и его общественную обусловленность.
Анализ формы вне содержания не мог быть плодотворным, он сводился к описанию и классификации различных художественных «приемов». Больше всего внимания уделяли «игре языковых форм»: эпитетам и метафорам, метонимии