Тема семьи в романе Война и мир ОГЭ, ЕГЭ

В романе-эпопее «Война и мир» раскрывается сложное перепле­тение нравственных и философских проблем. Авторское отношение к миру, его нравственно-философская позиция заключена уже в са­мом названии романа. Писателя интересует, как на фоне историче­ских событий реализуется тенденция к объединению и обособлению людей.

Единство, то есть мир, — это дружба, любовь, брак, семья. В период Отечественной войны это прежде всего «мысль народная», «скрытая теплота патриотизма», которая заполняет весь духовный мир героев, независимо от возраста и социального положения. В разобщении людей, по мнению Л. Н. Толстого, виноваты нравствен­ные пороки.

Самым страшным из них является стремление людей убивать и разрушать, то есть война. Война противостоит миру, «и надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе».

Тема семьи занимает особое место в романе. В семье как бы снимается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Эта идея созвучна с идеей единения людей в ходе Отечественной войны.

Три семейства, три дома, три «породы» людей составляют основу «мысли семейной» романа: Ростовы, Болконские и Курагины. Мир Курагиных — мир светской черни, извращенных взаимоотно­шений с окружающими и с близкими. Их семья открыто и активно противопоставлена автором миру Болконских и Ростовых.

Особые симпатии писателя вызывает патриархальная семья Рос­товых, в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта (даже редкая щедрость), естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Дворовые Ростовых — Тихон, Прокофий, Прасковья Саввишна — преданы своим госпо­дам, ощущают себя с ними единой семьей, обнаруживают понимание и проявляют внимание к барским интересам.

Старый князь Болконский представляет цвет дворянства эпохи Екатерины II. Его характеризует истинный патриотизм, широта по­литического кругозора, понимание подлинных интересов России, неукротимая энергия. Андрей и Марья — передовые, образованные люди, ищущие новые пути в современной жизни.

В эпилоге «Войны и мира» под крышей лысогорского дома со­бирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала:

«Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково — радостно или печально — важно для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию».

Чувство семьи, которое в мирной жизни свято берегут любимые герои Толстого, окажется исторически значимым в ходе Отечест­венной войны 1812 года. Так Толстым утверждается связь общего хода истории с индивидуальными, интимными отношениями между людьми.

1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Такова семья Марьи Болконской и Николая Росто­ва, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные на­чала Ростовых и Болконских.

Прекрасно чувство «гордой любни» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее ду­шевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена». И трога­тельна покорная, нежная любовь Марьи «к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подготовка к ЕГЭ