В Бородинском сражении проявилось величие Кутузова, которое заключалось в том, что он руководил духом армии: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью нельзя одному человеку и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Единство Кутузова с народом объясняется тем «народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его».
Благодаря этому душевному качеству, Кутузов и является «представителем народной войны».
Л. Н. Толстой показывает насколько русский дух в этой народной войне превосходит холодную расчетливость иноземных
военачальников. Так, Кутузов посылает принца Витембургского «принять командование первой армией», но тот, не доезжая до армии, просит еще войска, и тут же полководец отзывает его и посылает русского — Дохтурова, зная, что он будет стоять за Родину насмерть.
Писатель показывает, что благородный Барклай де Толли, видя все обстоятельства, решил, что сражение было проиграно, в то время как русские солдаты стояли насмерть и сдерживали натиск французов. Нет, Барклай де Толли не плохой полководец, но в нем нет русского духа.
А Кутузову близок народ и этот народный дух, и полководец отдает приказ о наступлении, хотя армия в таком состоянии наступать не могла.
Но этот приказ исходил «не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе каждого русского человека», и услышав этот приказ «измученные и колеблющиеся люди утешились и ободрились» Толстой-философ отрицает активную роль полководца в том или ином сражении, но даже в словах Болконского:
«Он ничего не придумает, ничего не предпримет… но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает v ничего вредного не позволит» — признание активной роли Кутузова.
С одной стороны, у Толстого Кутузов не делал «никаких распоряжений», а с другой стороны, «соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему», «отдавал приказания», то есть все-таки руководил ходом сражения. В романе-эпопее «Война и мир» истинным носителем добра, красоты и правды у Толстого является народ, а следовательно и народный полководец Кутузов. Велик Кутузов, ибо «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».