Тургенев И. С. Отцы и дети: подготовка к ОГЭ, ЕГЭ

Конец 50-х — начало 60-х годов XIX века было вре­менем подготовки крестьянской реформы. Отношение к аграрному вопросу дворянской интеллигенции выя­вило ее неспособность к дальнейшей борьбе. На смену либералам приходят разночинцы-демократы, стремя­щиеся к ломке господствующих общественных отно­шений.

Тургенев, будучи правдивым художником, не мог остаться в стороне от проблем, волновавших общественность. Конфликт настоящего и прошедшего отражен в романе «Отцы и дети», начатом автором в августе 1860 года.

Прототипом главного героя, Базарова, был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

«Я разделяю почти все его убеждения», — писал Тургенев о Базарове. Действительно, во многом сход­ны их взгляды на окружающую действительность, на различные общественные прослойки. Автора и героя сближают сознательное отношение к жизни, постоян­ные поиски.

Для Тургенева эти поиски означали стрем­ление понять человека, его духовный мир, научить его быть счастливым. Базаров — талантливый медик. По сути дела, у врача та же цель, что и у настоящего писателя. Базаров не стремится извлечь выгоду из своей профессии. Он предпочитает бескорыстно ле­чить больных крестьян, занят экспериментом, ибо знает, как мало известно еще медицинской науке.

И автор и герой болезненно воспринимают зло, творящееся в России, они пытаются разобраться в его причинах, видят их в неправильном устройстве

общества, ищут средства искоренения социальных бед. Тургенев борется за свою правду в романах и статьях. Его герой неуязвим в спорах, он не идет на компромиссы с совестью.

Писатель и персонаж его романа стремятся гово­рить правду о жизни, им ненавистно пустословие. Тонкие психологи, они чувствуют малейшую фальшь и выражают к ней свое презрение: автор — изобра­зительными средствами, герой — действием.

Они не проводят жизнь в праздных развлечениях, большую часть времени посвящают труду. Тургенев — автор известных романов, повестей. Базаров много работает, кроме медицины занят химией и дру­гими естественными науками.

В своем Базарове Тургенев хотел изобразить вы­дающегося представителя бурной эпохи, в которой многое его восхищало, но со многим в ней он не соглашался.

Писатель считал, что Россия рано или поздно пойдет по «западному» пути развития, он не был сторонником революционного вмешательства в жизненное течение. Базаров стоит на позициях революционной демократии. Он хочет разрушить старое, гневно бичует пороки общества. Кроме того, автор и герой — люди разных темпераментов, наклонностей.

Базаров хочет видеть в жизни лишь материальные ее стороны: окружающие явления он рассматривает с точки зрения «пользы». «Природа не храм, а мас­терская…»— говорит он. Его речи и поступки иногда циничны. Евгений отрицает эстетику, искусство, ро­мантику женской любви. Тургенев-певец природы, женской красоты — всего, чего не хочет замечать Ба­заров. Писатель считает, что это неестественно, и поэтому приводит героя к внутреннему разладу из-за неразделенной любви.

Говоря о Базарове, писатель употребляет выраже­ние «сатанинская гордость». Эта гордость проявляется не только в силе героя, но и в полупрезрительном отношении к окружающим, в том числе и к народу. Автор же сочувствует простым людям, стремится сбли­зиться с ними.

Герой Тургенева противоречив. Стремясь переде­лать общество, он эгоистически боится, что кто-то воспользуется плодами его стараний. Тургенев в этом смысле «бескорыстнее» Базарова, главная цель писа­теля — помочь людям разобраться в жизни.

В поступках Базарова, в способах обрисовки его характера чувствуется авторское отношение. Тургенев явно симпатизирует своему «нигилисту», ставит его выше других персонажей. Сила Базарова в его целеустремленности, смелости, широте взглядов, способ­ности к самоанализу. Но Тургенев не может согласиться с огульным отрицанием того, что ему так дорого. Двойственность авторского отношения выра­зилась в противоречивости характера героя.

Роман «Отцы и дети» долго оставался не понятым критикой. Только Писарев более или менее верно подошел к раскрытию образа Базарова. В статье, посвященной роману, он говорит о тургеневском ге­рое, как о типичном представителе разночинной про­слойки, отмечает его незаурядный ум и способность к практической деятельности.

Писарев не совсем по­нял Тургенева. Вульгарный материализм Базарова он расценивал как подлинный. Критик писал, что «время Базаровых еще не пришло», он чувствовал новизну и силу в идеологии демократа, но не считал, что деятельность подобных ему людей может принести кон­кретные плоды.

Базаров одинок и обречен на бездействие. Турге­невскому герою Чернышевский противопоставил сво­их «новых людей», которые сообща борются за общественное благо.

Многообразны способы раскрытия характера ге­роя. Тут и авторское повествование с подробным описанием внешнего облика, двупланные диалоги, сопоставление, речь, отзывы о нем других персона­жей. Из повествования мы кое-что узнаем и о прошлом Евгения. Характер Базарова и авторское отношение к нему выражаются во всех эпизодах романа. Особен­но ярко описана смерть нигилиста.

Образ автора, как правило, многогранные образа любого его героя. Личность писателя раскрывается в каждой строчке. Тургенев был первым писателем, за­тронувшим проблему разночинцев-демократов. От не­го зависело, как изобразить враждующие стороны, повествуя об отцах и детях.

Автор открыл взорам читателей лучших представи­телей умирающего дворянства, но и они слабосильны и бесполезны. Такого же мнения о Кирсановых и Базаров.

В романе много философских и лирических отступ­лений. Можно немало сказать о чисто художественных его достоинствах. В романе нет резких переходов. Природа словно присутствует в качестве действующе­го лица, придавая определенный колорит повествова­нию. Огромно значение художественной детали, она свидетельствует о тонкой наблюдательности Тургене­ва.

«Что за роскошь эти «Отцы и дети», — писал А. П. Чехов.

Роман «Отцы и дети» — психологическая картина начала разночинского периода освободительного дви­жения. Тургенев сумел показать силу разночинца-де­мократа, которому некого противопоставить даже среди передового дворянства. Писатель отмечал, что восхищался Базаровым, а работая над сценой его смерти, плакал навзрыд.

Это были слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором отразилась часть его собственного идеала. Тем не менее писатель утверждает, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» героя билось во имя временных, преходящих целей: цветы, растущие на могиле База­рова, говорят о «вечном примирении и о жизни бес­конечной…»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подготовка к ЕГЭ