Маяковский В. В. Раннее творчество ЕГЭ

Начало творческого пути Маяковского связано с футуризмом. Позицию футуристов отличало ярко выраженное бунтарство, культ грубого, уродливого, физиологического как изначальных первоос­нов жизни. Неудивительно, что и герой раннего Маяковского зачас­тую вызывающе грубый, плотский, земной.

В стихотворении «На­те!» от называет себя «грубым гунном», кривляющимся перед толпой обывателей. Отчаяние свое лирический герой выражает рез­ко, грубо, иронично. В стихотворении «Нате!» ирония переходит в гротеск: «Вы» — не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин — «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей». Зато свое сердце поэт сравнивает с хрупкой, трепетной бабочкой («ба­бочка трепетного сердца»), которую толпа, «стоглавая вошь», может легко раздавить.

В раннем творчестве Маяковского бунт нередко выражен в откровенно эпатажных формах «Нате!», «Вам!»). Но за внешней гру­бостью его лирического героя скрывается нежное и любящее серд­це. Он похож на большого подростка, стесняющегося раскрыть душу, жаждущего любви. Лирический герой Маяковского остро чувствует чужую боль, он способен броситься на шею разрыдавшейся скрип­ке, утешить ее.

Герой раннего Маяковского — романтик по своему мироощуще­нию. Отсюда — космические масштабы. Его бунтарство носит все­ленский характер. Но именно в силу максимализма требований, ко­торые он предъявляет миру, этот романтический герой ощущает себя трагически одиноким в этом мире:

… какими Голиафами я зачат — такой большой и такой ненужный?

Поэзия Маяковского поднимает глубокие нравственные пробле­мы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное.

Маяковский обладает удивительной способностью из всего де­лать поэзию, в незначительном видеть важное. Ему больно за лю­дей, которые не хотят замечать красоту мира, живут серой, буднич­ной жизнью. В знаменитом стихотворении «Послушайте!» он обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевочки», а звезды, он хочет зажечь чело­веческие души, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Он зо­вет человека к возвышенным целям, к обновлению, преображению, напоминает ему о его высоком предназначении.

Однако толпа глуха к крику души поэта. Во многих стихах он рассказывает о своих безнадежных попытках прийти к людям, поведать им о своих страданиях, разделить их горе. Но каждый раз эти попытки оказываются безуспешными. Поэт ощущает страшное, трагическое одиночество:

…Это совершенно невыносимо!

Весь как есть искусан злобой.

Злюсь не так, как могли бы вы:

как собака лицо луны гололобой —

У Маяковского сквозь трагическое одиночество, отьединенность о г людей отчетливо просматривается тяга к человеческому теплу, участию, пониманию. Миру корысти, пошлости, бездуховности Маяковский противопоставляет любовь. «Любовь — это сердце все­го, — утверждает поэт.

— Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, око не может не проявляться во всем», — считал поэт.

В лирике Маяковского — любовь-страдание, любовь-мука: «Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца». Исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозмож­на в этом страшном мире, где все продается и покупается.

За лич­ным, интимным просвечивает большой мир человеческих отноше­ний, мир, враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь. И Маяковский восклицает: «Любить нельзя!» Но не любить он не мог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подготовка к ЕГЭ