Ахматова А. А. — Особенность лирики, стиль

Особенность лирики Ахматовой — неожиданные, но убедитель­ные, эти не логические, но тонко психологические переходы от слов настроения к словам описания, от души к природе, от факта к чув­ству, эти волнующие ассоциации, которыми она навсегда — и для себя, и для читателей — связала свои душевные состояния с какой-нибудь выразительной подробностью пейзажа, обстановки, быта, с какой-нибудь характерной деталью пережитого явления.

Разве, на­пример, вся горькая растерянность и смущенность последней встре­чи не сказываются в этом штрихе: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки»?.. И   разве мы не чувствуем, какая симпатическая связь ощущений и вещей породнила между собой следующие строки:

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем?

Общую картину тоски здесь неизбежно дополняет и мертвенно освещает равнодушная желтизна свечей, и нельзя их не заметить и не запомнить. Ибо вещи вмешиваются в душу. И так как внешняя предметность, конкретные очертания, фактическое окружение во­обще нужны Ахматовой, то это и вносит в ее лирику начало эпоса, не дает последней расплыться в марево, сообщает ей желанную ус­тойчивость и реальность.

Такой манерой лирического рассказа, такою системой поистине тонких намеков и сближений осуществляет поэтесса теплую жизненность своих созданий. Это пленительно. Но и сама пленительница находится в плену у некоего царевича, у серогла­зого короля, у того, кто взял ее сердце, но не отдал надолго своего.

И с тех пор она больна любовью и от любви. Но от боли и не зарекается она: «Слава тебе, безысходная боль!» Ей нужна мука, трудно пред­ставить себе ее счастливой, у нее нет таланта счастливости…

Долгое время творчество А. Ахматовой оценивалось как камерная «женская поэзия», замкнутая в узком мире личных (прежде всего лю­бовных) переживаний. Современники видели в ее ранних стихах своеобразный лирический дневник — «сентименты, слезливость, ка­приз».

Однако образ России — один из ведущих в ее творчестве. Те­ма Родины — одна из традиционных тем русской поэзии, для которой характерны устойчивые образные параллели: Россия — мать, Россия — невеста (жена), Россия — сфинкс, Россия — огневая стихия и др.

Традиционной является и связь образа России с образами дороги, дали, простора, ветра, песни. В поэзии Ахматовой они дополняются образами колокольного звона (колокольни).

В стихотворении «Родная земля» (1961) дается поэтическое оп­ределение понятия «Родина», которое полемически противопоставля­ется другим возможным трактовкам и толкованиям (это стихотворе­ние Ахматовой — своеобразная перекличка с лермонтовской «Родиной», сближает их и ритмика первой строфы). В основе этого определения — образ земли:

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

(1922)

В стихотворении «Плотно сомкнуты губы сухие» (1933) образ России связывается, с одной стороны, с мотивом пламенной веры, а с другой — с мотивами страдания и нищеты:

И, согнувшись, бесслезно молилась

Ей о слепеньком мальчике мать,

И кликуша без голоса билась,

Воздух силясь губами поймать.

Глубокий патриотизм, по мнению самой Ахматовой, всегда при­сущий ее творчеству, особенно ярко проявился в ее послереволюци­онной лирике («Не с теми я, кто бросил землю на растерзание вра­гам…»). В то же время образ России в лирике А. Ахматовой 20-30-х годов глубоко трагичен.

В этот период в ее поэзии впервые появляет­ся определение «великая» (озера, степи, города/ И зори Родины вели­кой), но одновременно сквозными образами ее лирики становятся образы смерти, боли, крови и страдания. Лирическая героиня Ахматовой в этот период отождествляется с боярыней Морозовой и китежанкой.

Оба образа связаны с мотивом гибели. Если боярыня Морозова воплощает в себе силу веры и душевную стойкость, то образ китежанки, регулярно повторяющийся в поэзии Ахматовой, связан с мотивами одиночества и трагической вины за, возможно, не разде­ленную с другими до конца беду:

— Ах, одна ты ушла от приступа.

Стона нашего ты не слышала.

Нашей горькой гибели ае видела.

Но светла свеча негасимая

За тебя у престола божьего…

Оглянулась, а дом в огне горит.

Усиливается роль исторических параллелей и образов, связан­ных с историей. История рассматривается Ахматовой как постоян­ное «перетекание» настоящего в прошлое, что придает изображае­мому внутренний драматизм и трагическую напряженность. К. Чуковский назвал Ахматову «мастером исторической живописи».

В ее поэзии 30-40-х годов образ России приобретает (в результате ис­пользования приема олицетворения) не только чувственно-конкретный характер; он еще и исторически конкретен.

Своеобразно решается Ахматовой проблема «поэт и Родина»: разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах — нравственным долгом.

В стихотворении «Данте» (1936), в котором, по словам Анны Ахма­товой, она «соединила все… мысли об искусстве», поэт оказывается в ситуации выбора между Родиной и потерей чести. Нравственный компромисс признается поэтом невозможным, и его свободный личный поступок осмысляется как образ духовной стойкости и вы­сокий нравственный идеал.

Мотив Родины (русской земли, ее судьбы, ее культуры и истории) является одним из сквозных в поэзии Ахматовой, он органиче­ски связывает ее произведения начала века и позднее творчество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подготовка к ЕГЭ